Александр Дугин: Мы должны выстроить нашу историческую идентичность

19.11.2010, Трибуна
Александр Дугин: Мы должны выстроить нашу историческую идентичность

Своим взглядом на то, как Россия должна реагировать на осквернение мемориала воинам-освободителям в Варшаве, с порталом Mestnye.ru делится философ, политолог и социолог Александр Гельевич Дугин.

-История – это очень живая вещь, она не является раз и навсегда заданной. Каждое поколение переписывает свою историю, как бы заново её проживает. И сведение счетов с историей – это одна из форм отсутствия безразличия к своему прошлому.

Русские в свое время были конкурентами поляков: одно время поляки были сильнее, потом мы стали сильнее. Польшу несколько раз делили: и при Екатерине, и в советское время. И у поляков за историческое время накопилось достаточно много претензий к своим восточным соседям. Мы выбрали разный путь, мы православные – они католики, мы разошлись, несмотря на то, что мы славяне и очень близки по языку. У них есть историческое самосознание, которое несет в себе раздражение и русофобию.

Если у поляков, быть может даже в каких-то отрицательных формах, развивается сейчас историческое самосознание, и, когда появляется шанс, они, пусть очень грубо и по-варварски, демонстрируют какое-то отношение к истории, то у нас в принципе идет атрофия исторического самосознания. Проблема прежде всего не в поляках.

Нам, безусловно, важно, достаточно жёстко и своевременно реагировать на акты вандализма. Именно откликаясь на эти акты вандализма, мы, быть может, вспомним о нашей собственной, русской идентичности, о которой мы всё больше забываем. Поляки вспоминают, когда сводят счеты с историей, а мы?

Наше существование в истории сейчас на самом деле совершенно парализовано, то есть мы не помним нашей истории. Я думаю, самым главным ответом явна происходящее вокруг является воссоздание русской идентичности, которая сейчас находятся под ударом. Вот это и есть серьёзный ответ!

Безусловно, важной здесь является деятельность общественных движений, патриотически настроенный молодёжи. Протесты, пикеты – это необходимо в данном случае, но главное - мы должны восстановить свою историю. Мы не должны просто протестовать.

В одном месте осквернят наши памятники, в другом, в третьем перенесут, в четвертом… А мы не хотим себе задать вопрос: «Почему?» Дело в том, что у них идет формирование новой идентичности, и история для них имеет значение, а для нас, как оказывается, - нет. Нынешняя ситуация имеет свою внутреннюю логику. А на эту логику пробуждения польского национального самосознания должен быть единственный ответ – пробуждение русского национального самосознания. Потому что просто сдерживать эти тенденции, тем более в других странах, у нас нет никаких сил.

Да, реагировать надо, но самое главное - это то, что в таких критических ситуациях надо вспоминать, кто мы, какова логика нашей истории, кто, в конце концов, друг, кто – враг, кто герой, а кто – предатель нашей истории, какими этапами надо гордиться, а каких – стыдиться. Мы должны выстроить нашу историческую идентичность.